Всероссийский бойкот ВПР!

Родительский штаб За Правду призывает всех родителей страны поддержать нашу инициативу и организовать в марте ВСЕРОССИЙСКИЙ БОЙКОТ ВПР!

Рособрнадзор опубликовал расписание ВПР и требует от школ проведения второй в этом году контрольной экзекуции практически во всех классах. Мы считаем это абсолютно ненужным и даже вредным делом, отвлекающим школу и учеников от и без того непростой в этом году учебной работы. ВПР — это лишняя нагрузка на детей, не имеющая никакого практического смысла чиновная инициатива надзорного ведомства.

Мы предлагаем байкотировать ВПР!

Родители имеют на это полное право! Почему? Объясним!

Следует понимать, что ВПР — это мониторинговое мероприятие, проводимое школой по жесткому настоянию Рособрнадзора, но являющееся необязательным и, более того: безоценочным мероприятием! За него школа не должна (согласно раъяснениям Рособрнадзора) выставлять оценки! Возникает вопрос — а зачем козе баян? Зачем отвлекают учителя и детей от рабочей программы, зачем тратят уйму ресурсов (времени, бумаги, нервов..)?

Можно было бы предположить, что это чиновничья блажь и распил денег. Увы, не только! В последнее время все чаще чиновники Рособрнадзора и Минпросвещения, а также аффилированные к ним «эксперты» начали уверенно заявлять о «неизбежности» построения новой модели учета учебных результатов ребенка в т.н. «цифровом портфолио» или «цифровом следе», формируемом в личном профиле ребенка на базе ЦОС. И Профиль этот, то есть «цифровой след» предлагается формировать именно по результатам тех самых ВПР!

Например, об этом в интервью рассуждает Игорь Круглинский — начальник управления организации и проведения государственной итоговой аттестации Рособрнадзора…

см. видео тут

Принуждение школ и учащихся к прохождению ВПР противоречит федеральному закону

Независимо от того, является ли проведение ВПР правомерным с точки зрения нормативной базы осуществления мониторинга системы образования как такового, ситуация с их проведением ставит еще один серьезный юридический вопрос.

А именно – каков статус ВПР с точки зрения образовательного процесса. Является ли ВПР видом проверочной работы, входящей в образовательный процесс, предусмотренный учебным планом образовательной организации или нет?

При этом, независимо от ответа на этот важный вопрос, попытки сделать ВПР обязательными для школ или учащихся оказываются, в любом случае, незаконными.

Как следует из п. 17 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в РФ», образовательная деятельность – это деятельность по реализации образовательных программ. Иными словами, именно реализация образовательных программ и является образовательной деятельностью.

Ст. 2 п. 9 Федерального закона «Об образовании в РФ» определяет образовательную программу следующим образом: это «комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов». При этом, в соответствии с п. 22 той же статьи, учебный план – это «документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся».

Каким же может быть статус ВПР с точки зрения содержания образовательной деятельности  и образовательного процесса?

Тут возможны лишь два основных варианта:

  • ВПР может относиться к образовательной деятельности и включаться в образовательную программу (и учебный план) образовательной организации, и в этом случае его проведение может рассматриваться как форма текущего контроля успеваемости учащихся или как форма промежуточной и итоговой аттестации.
  • ВПР не относится к образовательной деятельности и учебному плану образовательной организации.

Рассмотрим эти два варианта последовательно.

ВПР не может рассматриваться как форма итоговой аттестации (согласно ст. 59 ч. 3 Федерального закона «Об образовании в РФ» такого рода итоговая аттестация в школе проводится в форме государственной итоговой аттестации – а это, как мы знаем, совсем иное мероприятие, чем ВПР). В письмах Рособрнадзора особо подчеркивается, что ВПР не являются государственной итоговой аттестацией.

ВПР не является также промежуточной аттестацией. Рособрнадзор прямо указывает, что не рекомендует школам использовать результаты ВПР для выставления годовых отметок обучающимся. В любом случае, в соответствии со ст. 58 ч. 1 Федерального закона «Об образовании в РФ», промежуточная аттестация обучающихся проводится «в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией». Иными словами, установление порядка промежуточной аттестации отнесено к собственной компетенции образовательной организации – федеральные и региональные органы управления системой образования не вправе были бы решать этот вопрос. По этой же причине ВПР не может рассматриваться и как форма текущего контроля успеваемости учащихся. Ведь ст. 28 ч. 3 п. 10 Федерального закона «Об образовании в РФ» четко и однозначно относит осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка из проведения к собственной компетенции образовательных организаций.

Согласно действующему законодательству, органы управления образованием, как известно, не вправе вмешиваться в сферу компетенции самих образовательных организаций, поскольку это нарушало бы их автономию, прямо установленную федеральным законом (той же его 28 статьей).

К этой же собственной компетенции (ст. 28 ч. 3 п. 6) федеральный закон относит и разработку и утверждение образовательных программ образовательной организации в целом (что, как мы помним, включает и утверждение учебного плана). Ни Минпросвещения, ни Рособрназдор не имеют права вмешиваться в осуществление этой задачи образовательной организацией, пока она делает это, не выходя за рамки, установленные федеральным законом.

Иными словами, если ВПР вообще относятся к образовательной деятельности и должны рассматриваться как часть образовательного процесса, они не могут стать обязательными для образовательных организаций в соответствии с нормами действующего законодательства. Обязательное проведение ВПР, какое-либо принуждение образовательных организаций к ним невозможно.

Образовательные организации (школы) вправе, в этом случае, полностью самостоятельно и свободно, без какого-либо давления, решать, будут ли они проводить у себя ВПР и включать их в свою образовательную программу и учебный план.  Какое-либо принуждение их к этому и любое давление на них в эту сторону неправомерны и недопустимы.

Рассмотрим теперь второй вариант. 

Предположим, что ВПР – не часть образовательной деятельности и учебного плана образовательной организации, а какая-то особая форма мониторинговой проверочной работы, осуществляемой в рамках мониторинга системы образования (а не образовательного процесса как такового). Оставим при этом «за скобками» то, что, как уже было показано выше, проведение специальных проверочных работ в рамках мониторинга, вообще говоря, не имеет никаких нормативных правовых оснований и неправомерно.

Дело в том, что (совершенно независимо от правомерности организации таких особых проверочных работ в рамках мониторинга системы образования) в этом втором случае – и это надо иметь в виду родителям обучающихся – ни органы управления образованием, ни сами образовательные организации (школы) не могут принудить обучающихся к прохождению ВПР. Прохождение ВПР при этом будет полностью добровольным для учащихся и их родителей.

Это следует из ст. 34 ч. 4 Федерального закона «Об образовании в РФ», которая устанавливает: «Обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами. Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается».

Иными словами, если проведение ВПР не включено образовательной организацией (полностью свободно и по ее собственному решению) в образовательную программу и, конкретно, учебный план образовательной организации, учащиеся (их родители) вправе сами решать, хотят ли они и будут ли они участвовать в ВПР.

Участие в ВПР может быть обязательным для учащихся только в том случае, если образовательная организация самостоятельно и автономно приняла решение включить проведение ВПР в свои образовательную программу и учебный план.

Как же отказаться от участия в ВПР?

Для отказа от участия в ВПР достаточно отправить в школу заявление, в котором Вы аргументируете требование исключить Вашего ребенка из числа участников.

Образец письма в школу можно скачать тут >>

Заметим особо: никаких санкций к родителям, написавшим такой отказ школа применить не в праве!
При возникновении сложностей, давления на ребенка или родителей со стороны учителей или администрации школы — сообщайте нам!!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *